БонЖУР
творческое объединение юных корреспондентов
ДПШ им.Н.К.Крупской

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Светлана Портье: «У каждого образовательного учреждения своё лицо»

Начался новый учебный год. И у нас, учеников, возникают новые вопросы. На некоторые из них ответила Светлана Портье, начальник Управления по делам образования города Челябинска. У этой серьёзной и вместе с тем открытой и доброй женщины очень насыщенный график работы, поэтому побеседовать с ней удалось лишь на второй раз.

- Светлана Викторовна, Вы не так давно занимаете пост начальника Управления по делам образования города Челябинска. Хочется знать, чем запомнилось это время? Может быть, что-то показалось трудным?
- До этого я работала руководителем образовательного учреждения, а затем начальником Управления образования Курчатовского района. И когда я пришла, первое, что бросилось в глаза — это масштабность. Но город-миллионник с его образовательной системой с различными инновационными формами развития великолепен. Каждое образовательное учреждение имеет своё лицо. Каждое образовательное учреждение достигает определённых качественных показателей. И, конечно, для меня это было поначалу достаточно трудно. Хотелось узнать сразу всё, а образование достаточно многогранно. Сейчас в образовательной системе города Челябинска 496 образовательных учреждений. И все он стараются работать в рамках инновационного решения, все стараются дать качественное образование.

- Когда Вы ещё не были начальником образования, что Вам хотелось изменить в нашей системе?
- Здесь нужно, наверное, говорить не об изменении, а развитии. Система имеет прочные, основательные корни, имеет своё хорошее развитие. До меня были великолепные начальники управления образования города Челябинска, и уже многое было сделано. Александр Игоревич значительный вклад внёс в развитие области образования в рамках развития общественного самоуправления. Ни в коем случае эти традиции не стоит забывать, а наоборот развивать. Очень хотелось бы, чтобы образование было всегда в развитии и демонстрировало свои высшие результаты.

- Какие проекты собираются претворяться в жизнь в ближайшее время?
- На сегодняшний день образовательная система развивается в рамках инновационных технологий. И, безусловно, огромное значение придаётся и модернизации нашего образования. Поэтому главная задача — соответствие современным требованиям каждого образовательного учреждения, возможность педагогических кадров пройти переподготовку и учить детей в новых, современных условиях. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что система образования становится несколько другой, поэтому надо сделать всё возможное для получения детьми качественного образования, для поступления дошкольников в детский сад, для доступности дошкольного образования. Сейчас мы открываем огромное количество дополнительных мест, стараемся обеспечить доступность и качественность школьного образования.

- Светлана Викторовна, у нас, школьников, бытует мнение, что образование за границей во многом превосходит наше. Мы мечтаем уехать туда учиться. Как Вы думаете, почему?
- На этот вопрос трудно ответить. Наверное, не все мечтают. Может быть, кто-то не был за границей. Образование конечно везде разное. Оценивать его, хорошее оно или плохое — неправильно. Те, кто уезжает, выбирают то образование, которое им надо. Я считаю, что и у нас образование достаточно сильное. Посмотрите, какая у нас сильная высшая школа, какие у нас сейчас её выпускники. Я считаю, что развитие у нас достаточно яркое и хорошее, поэтому всё зависит от человека, что он выбирает в дальнейшем в своей жизни.

- Наша система претерпевает сейчас процесс европеизации? Что изменилось в нашем образовании, ведь во времена СССР иностранцы ехали учиться к нам? Почему сейчас мы стараемся равняться на них?
- Мы, наверное, всё же идём своим историческим путём, потому что мы понимаем, чему мы учили, как мы учили. Сейчас наше образование меняется не в корне, но в рамках определённых требований. Требования к содержанию, к условиям, к освоению учебных программ. Изменяется определённый уровень требования к нашему образованию.

- Почему во времена Советского Союза 1 сентября был праздник, а сейчас это обыкновенный день?
- Почему? Мы сейчас тоже стараемся сделать 1 сентября праздничным днём. И вообще-то 1 сентября у нас считается Днём знаний. Это праздник не только детишек, которые идут в школу. Это праздник, наверное, всей страны. Кто-то был учеником, кто-то сейчас ученик, у кого-то пошли дети, кто-то сам пошёл на работу в школу, кто-то первый раз, кто-то тридцатый, а кто-то 50 лет открывает двери школы. Я считаю, что 1 сентября — это один из самых первых осенних, хороших и добрых праздников. Праздник знаний, праздник творчества, праздник инноваций. Это добрый день.

- Многие из нас сейчас ходят в школу потому, что это нужно. Почему нам не интересно учиться? Почему мы не ждём утра и не бежим в школу?
- Это очень трудный вопрос. Я тоже всегда думала, что система образования должна строиться таким образом, чтобы каждый ребёнок, приходя в школу с горящими глазами, с горящими её и оканчивал. Это зависит от самого ребёнка и от его учителя. Это зависит и от того, в каком образовательном учреждении этот ребёнок учится, какие там созданы условия, есть ли там помимо образовательных услуг ещё условия для дополнительного образования, то есть, как сформирован коллектив у учащихся. Ребята ходят в школу не только учиться. Они ходят общаться, заниматься творчеством в кружках, спортивных секциях. Сейчас федеральный государственный образовательный стандарт на то и рассчитан, что каждый ученик должен получать определённый уровень знаний, который он выбирает самостоятельно. Когда ребёнку дано право хотя бы в старших классах выбирать определённые предметы и по ступеньке подниматься в рамках своих достижений, наверное, это то, что в рамках профильного обучения вам будет интереснее. И у нас такие школы есть. Там дети, конечно, с удовольствием обучаются в профильных классах. Всё зависит от работы самой школы.

- То есть в последствии система образования будет усовершенствоваться?
- Сейчас уже с первого сентября введены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, которые предусматривают изменения в рамках условий содержания, требования и, кроме того, в рамках федеральных стандартов есть ещё 9 часов внеучебного времени. То есть в рамках этих девяти часов ребёнок может выбирать вместе с родителями, безусловно, те дополнительные предметы, которые он желает изучить. Замечательно, когда это делается всё в одном месте. Именно поэтому образование меняется.

- Почему бывают ситуации, когда школа заставляет родителей учеников закупать в классы парты, стулья? А ведь у нас образование считается бесплатным.
- У нас существует нормативная система оплаты. Что это такое? То есть на каждого ребёнка выделяется определённое количество денег. В связи с этим школа получает фонд оплаты труда, который она тратит в зависимости от тех целей, которые поставлены. Конечно, первая трата — это заработная плата, потом — содержание образовательного учреждения. Поэтому иногда школы действительно обращаются за помощью к родителям. Я всегда говорю, и ещё раз повторюсь, что это должно быть исключительно добровольно.

- Но на деле так не получается. В каждой школе существует свой школьный фонд, в который родители в принудительном порядке платят деньги.
- Я ещё раз говорю, что это исключительно добровольно. Это моя позиция.

- Светлана Викторовна, но, тем не менее, неужели помимо книжек родители должны отправлять своего ребёнка в школу со своей партой и стулом? Неужели, если у ребёнка будет удобное рабочее место, ему будет интереснее учиться. Как Вы считаете?
- Нет, конечно, нет. Парт и стульев в школах действительно достаточно. Другой вопрос, что родители иногда хотят как-то улучшить быт своих детей. А так самое необходимое в школах есть. В каких-то школах техническая оснащенность больше, в каких-то меньше. Но если говорить вообще о технической оснащённости образовательных учреждений, то, соответствуя современным требованиям у нас в городе Челябинске в 58% образовательных учреждений достаточно высокий уровень требований. У нас есть также школы, в которых достаточно высокий уровень автоматизации.

- Что же для Вас значит быть преподавателем, ведь изначально Вы учитель русского языка и литературы?
- Наверное, это была просто моя мечта с детства. У меня был замечательный учитель русского языка и литературы. Когда я училась в школе, я играла во всех спектаклях, до сих пор помню «Горе от ума» наизусть, Пушкина. Какая-то внутренняя любовь непосредственно к языку, а может быть, переданная мне учителем, у меня есть. Закончила я преподавать достаточно давно, в 2005 году, когда пришла в управление образования. Просто не хватало времени, потому что, к сожалению, работа строится таким образом, что приходишь домой очень поздно. Тем не менее, стараюсь много читать, стараюсь уловить все новинки. Но, всё-таки, не хватает общения с детьми.

- Почему в наше время очень сильно упал статус учителя. Раньше слово преподавателя для нас было законом, а сейчас мы можем и обсудить его и пренебречь им.
- По-разному можно подойти к этой теме. Во-первых, у нас общество стало другим, более демократичным, поэтому дети стали другими. И вот эта демократия вошла и в образовательную систему. Но сейчас государственная политика старается сделать всё для учителя. Ведь не случайно же во всех государственных проектах говорится о том, что заработную плату учителя необходимо поднять до средней заработной платы по экономике. Думаю, не случайно возник этот вопрос. Материальное положение определяет во многом и статус в том числе. И в то же время мы говорим о том, что учителя для нас должны быть примером во всём.

- Какую роль играет работа в Вашей жизни?
- Как ни страшно сказать, наверное, основную. Мне стыдно признаться перед семьёй, перед сыном, оканчивающим институт. Когда дети выросли, я всю душу и сердце, и разум отдаю работе. Возвращаясь домой, я рада, что у меня очень хорошая семья.

- На работе Вы начальник, дома остаётесь такой же?
- Нет, дома я стараюсь быть совсем другой. У меня в семье все мужчины, поэтому я стараюсь быть дома очень женственной, покладистой и стараюсь учитывать мнения своих мужчин.

- Люди всегда чем-то недовольны в системе образования. Не было ли таких случаев, чтобы через Вашего сына поступали какие-то жалобы или предложения?
- Я не курирую высшую систему образования. Сын у меня очень тактичный в жизни. Даже когда учился в школе, он никогда не говорил о своих проблемах. Я очень благодарна, что он окончил школу с медалью, хотя и серебряной. Подвёл немного единый государственный экзамен. В то время нужно было, чтобы все экзамены были сданы на пятёрки. И я переживала за него, а он переживал за меня. Но я очень благодарна своей семье и своим детям.

- Мы с Вами много говорили про инновации. Как Вы считаете, компьютер — друг или враг?
- Смотря как к нему относиться. Ведь для кого-то он становится и не только другом, и не только врагом, он становится повсеместен. И в быту всегда. Поэтому здесь нужно говорить, что всё должно быть в разумных пределах.

- Учителя очень любят устраивать для нас конкурсы на тему «Школа будущего». Какая она для Вас? Как Вы её изобразите?
- Школа будущего для меня — это самое комфортное место, которое может быть создано для ребёнка. Она должна соответствовать всем. Она должна быть для ребёнка храмом науки. Всё, что делается в школе, должно быть отточено. Педагог и его наука должны быть для ребёнка праздником. Дополнительное образование — это то, что хочет реализовывать ребёнок. И хотелось, чтобы школа соответствовала всему.

- Мы с Вами говорили сегодня о первом сентября. Помните ли Вы своё самое первое сентября? Расскажите немного о нём?
- Плохо, но помню. Когда меня привели в школу первый раз, я не помню, как я выглядела, но какая-то внутренняя тревога у меня была. И мой первый учитель Александра Ивановна была и мама, и учитель, и друг. В общем, всем бы таких учителей.

- Вы увлекаетесь спортом. Какие именно виды спорта Вы предпочитаете?
- Я действительно люблю спорт. В детстве я занималась всем: и гимнастикой, и лёгкой атлетикой, и волейболом, и баскетболом. Я вообще была очень активной и подвижной. Сейчас я стараюсь просто не запускать. На работу уходит очень много времени, очень большие эмоциональные нагрузки. Я хожу в бассейн, тренажерный зал и стараюсь это делать постоянно.

- В этом году в школах добавили третий час физической культуры. Я думаю, Вы приветствуете это.
- Да, это нужно делать, потому что дети должны быть здоровыми. А двигательная активность у нас порой страдает. Я советую, если есть такая возможность, обязательно занимайтесь спортом!

- Часы каких предметов Вы бы ещё добавили?
- Трудно ответить не этот вопрос. Я считаю, что в старшем звене ребёнок должен всё же иметь набор обязательных предметов, а предметы вариативной части, которые важны ему для поступления, он может выбирать. Это моё убеждение. И говорить, что русский язык важен, а математика нет — неправильно. Для каждого ребёнка свой путь в науку и этот путь надо поддерживать.

- Есть ли у Вас время на чтение художественной литературы? Какая книга у Вас сейчас лежит на рабочем столе?
- Конечно, есть. Много времени у меня, конечно, сейчас занимает научная литература, такая как журнальные подшивки. Сейчас на столе лежит маленький томик Блока. Захотелось посмотреть что-то из поэзии.

- Что бы Вы пожелали нынешним первоклассникам и выпускникам?
- Нынешним первоклассникам я бы пожелала освоиться в школе, полюбить школу, стать хозяевами этой школы, потому что только вошли в неё и сейчас привыкают. А выпускникам не хотелось бы желать совершенно банальные вещи. Почему? Потому что у них своя дорога в жизнь. Самое главное для них сейчас — её выбрать правильно. От этого будет зависеть всё, будет зависеть их будущее. Хотелось бы пожелать им доброй дороги, оставаться настоящими людьми: честными, справедливыми. Не хочется говорить о плохом. Хочется, чтобы каждый наш выпускник был добрым, порядочным, смелым человеком, чтобы действительно мог отвечать за свои поступки, любить, любить прежде всего своих родных и близких, потом уже любить свою Родину и оставаться здесь.

Анастасия Шкитина
Ctrl + F

Создать бесплатный сайт с uCoz