БонЖУР
творческое объединение юных корреспондентов
ДПШ им.Н.К.Крупской

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воспитать изобретателя. Как?

Рационализаторы, юные техники ― эти слова были модными когда-то в Советском Союзе. Сейчас вновь все громче от власти раздается призыв к инновациям и модернизации. Слово «нанотехнологии» стало известно, пожалуй, всем. Но чем увлечены наши дети? Могут ли они создавать новое или, привыкнув к потреблению, выбирают жизнь «по образцу»? Как воспитать в них дух изобретателя?

Дети сегодня радуются в основном игрушкам, которые сами двигаются, поют песни, разговаривают. Отдушина для родителей — магазины с развивающими игрушками. Там можно найти не все готовое танцующее и задающее бессмысленные вопросы, а «полуфабрикаты», которые дети сами должны довести до ума: построить, слепить, раскрасить — и играть с самостоятельно сделанными каучуковыми мячиками, кирпичными замками и т.п. При этом, если у них спросить, то с большей радостью девочки приобретут каких-нибудь куколок Winx, а мальчики — роботов из популярных мультфильмов и говорящих динозавров.

ЛЕГО лучше?!!

Часто ли в школах ведутся занятия по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач), моделированию, кто из учителей помимо жестко структурированной школьной программы развивает в детях креативность, нестандартность мышления? Вот и получается, что родителям приходится внимательно относиться к вопросу дополнительного образования. В Челябинске довольно много спортивных секций, курсов английского языка, творческих студий с призывом «Стань звездой», а где найти технические кружки для дошкольников и школьников, причем такие, чтобы на занятиях ребенок не только болтики закручивал, а еще развивал воображение, раскрывал интерес к делу изобретателей?

Беглый обзор возможностей, существующих в нашем городе, показывает, что вариантов не так много. Первый: кружки лего-конструирования, робототехники. Второй: участие в программе «Одиссея разума». Третий: самостоятельное развитие в детях желание нестандартно мыслить. Для этого нужно составить для ребенка комплекс занятий из рисования, лепки, «уроков» ТРИЗа и прочего образовательного коктейля, ингредиенты которого зависят от изобретательности самих родителей. С лего все понятно. Это и развитие речи через совершенствование мелкой моторики, и развитие пространственной ориентации, без которой ребенку в начальной школе приходится тяжело. Еще формирование абстрактного и логического мышления. Впрочем, этому способствует практически любой конструктор. Но современные дети выбирают именно яркие наборы из Дании, металлические с болтиками и гаечками времен нашего детства их не увлекают. Современных роботов теперь строят с помощью компьютеров, например, в программной среде Robolab. Школьники участвуют в соревнованиях, в рамках которых подвижные роботы на дистанционном управлении могут перетягивать канат и устраивать другие кибер-забавы.

Креативное путешествие

Но не все дети интересуются именно технической стороной изобретательства. Один из вариантов для них: принять участие в программе «Одиссея разума». Это международная образовательная программа. Ее цель — развитие креативности у детей и молодежи. В программе участвуют как воспитанники детских садов, школьники, так и студенты. Сформированные команды состоят из семи участников. Каждая из них выбирает одну из пяти проблем, предложенных оргкомитетом, для последующего решения. Проблемы относятся к самым разным областям. Некоторые носят технический характер, другие ориентированы, например, на искусство. Под руководством взрослого тренера, команды работают в течение учебного года и затем весной представляют разработанное решение судьям.

После региональных встреч команды, занявшие первые места, принимают участие в соревнованиях государственного масштаба. Победители приглашаются на мировой финал. Там они соперничают со своими сверстниками из Канады, Китая, Германии, Венгрии, Японии, Малайзии, Сингапура, Австралии и др. Каждый год к программе присоединяются новые страны.

Например, Яна Дюкова, ученица 11 класса 26 гимназии города Миасс, участвует в Одиссее разума уже семь лет. «Одиссея — это своеобразная школа жизни, в которой я учусь общаться, находить ключики к людям, благодаря этой программе я многое узнала, о чем в школе не рассказывают, — говорит Яна. — Опыт «Одиссеи» постоянно использую в повседневной жизни: это умение быстро реагировать на ситуацию, быстро принимать решения».

«Действительно, — рассказывает Лариса Матвеева, психолог, преподаватель факультета психологии ЮУрГУ, директор Российской ассоциации «Одиссея разума», — дети, которые регулярно занимаются в рамках программы, не только умеют быстро и взвешенно принимать решения, воплощать их в жизнь, но и нести за них ответственность, потому что когда они получают оценки от судей, они учатся делать определенные выводы».

Важный момент в «Одиссее» — это ставка на командную работу. Если участники команд не умеют делегировать какие-то задания, распределять обязанности, использовать способности друг друга, то им сложно побеждать в командных конкурсах. «Наши дети говорят: члены команды — это не то, что одноклассники, не то, что родственники, не то, что друзья, команда — это эмоциональная поддержка, это то, что вместе действительно больше, чем «сумма ее составляющих». В школе командности практически не учат, а без нее во взрослой жизни не обойтись», — говорит Лариса Матвеева.

Яна во время тренировок прошла много различных тренингов и деловых игр, выучила английский язык, поскольку нужно было общаться с представителями из других команд на мировых финалах. «Я много чего умею теперь даже на бытовом уровне: пользоваться шуроповертом, дрелью, пилой, одним словом, что-то соорудить для меня не проблема, увлеклась хенд-мейдом», — рассказывает Яна.

Ирина Алтынгова участвует в «Одиссее разума» с пятого класса. Теперь она тренер. «Я помню, когда моя школьная команда впервые вышла на соревнования, мы нарушили много правил, никакого места не заняли, но нам очень понравился сам процесс. На следующий год мы снова приняли участие и отвоевали второе место в Челябинске. Поехали на мировой финал в Америку. Вошли в десятку среди большого количества команд. До этого Россия не входила даже в двадцатку. Еще через год мы заняли второе место в мире и привезли кубок», — вспоминает Ирина. Потом у нее был небольшой перерыв, так как в старших классах времени на тренировки уже не хватало. Но когда она поступила на факультет психологии ЮУрГУ, то снова вернулась в «Одиссею». Сначала была судьей, потом стала тренером: «Моя команда всегда выходила в европейский финал. Теперь ребята уже учатся в университете, а я тренирую их младших братьев и сестер».

В «Одиссее» нужно, чтобы ребенок все делал сам, в этой программе не оценивается идеально сшитый костюм по фигуре, а оценивается, например, платье, похожее на балетную пачку, сделанное из мешочков, нанизанных на веревочку. «Ребенок должен это сам придумать, сам найти информацию, разобраться в проблеме, которую предлагают организаторы. Тренер может научить детей чему угодно, но сам не должен ничего вместо них делать, если он помогает, то это должно стать известно судьям, чтобы они могли честно снизить баллы команде», — говорит Ирина Алтынгова.

Главное правило Ирины, когда она тренирует детей: придумать так, чтобы никто из других команд подобного не смог сделать. Поэтому когда идет обсуждение проблемы, первые идеи не принимаются. «Чем бредовее идея, тем лучше. Если что-то не получается придумать, играем в чепуху или в другие игры, которые развивают у детей воображение. Важно, чтобы ребенок не стеснялся, это не школа, где нужно все делать по схеме», — добавляет Ирина.

Интересно, что во время участия в этой образовательной программе у детей меняются отношения со взрослым. Для них взрослый — это человек, с которым можно посоветоваться, который может поделиться какими-то знаниями, кто может услышать и поддержать твою идею, в противовес привычному «взрослый прав, а ребенок — нет».

Многие из тех, кто играл в «Одиссею» в школе не бросают ее и в студенчестве. Например, Александр Голодов. Он в детстве занимался во Дворце пионеров на Алом Поле, там же начал участвовать в «Одиссее разума». Но не регулярно. А со второго курса университета активно увлекся этой образовательной программой. «Играл» до шестого курса, пока не окончил физический факультет. Команда физического факультета «Соната» решает проблему, связанную с бальзой (древесиной). «Каждый год создается конструкция с максимальной удельной грузоподъемностью. Она должна быть легкой и выдерживать максимальной вес, — говорит Александр. — Например, конструкция может весить меньше двадцати граммов, а выдерживать должна от 400 до 600 килограммов. Каждый год меняются условия нагружения и другие параметры». Ему нравится комплексный подход в программе: и инженерные задачи решать, и творческие презентации делать: «Одно дело ходить на лекции и выполнять лабораторные задания, другое — когда ты сам конструируешь, рассчитываешь, изготавливаешь, соревнуешься, это более разнообразная студенческая жизнь». Команда «Соната» неоднократно выходила на уровень Европейского фестиваля. А став после окончания вуза вторым тренером (бессменный тренер команды «Соната» профессор Олег Кириллович Слива тренирует ее уже 20 лет), Александр добрался и до Мирового финал.

Путь третий: тернистый

— Я хочу изобрести полезную газировку. А еще аэроборд, — говорит восьмилетний Матвей и изображает маркером некую схему на детском мольберте.

— Вот здесь вода наполняется пузырьками, здесь она очищается от всяких там вредностей, здесь она наливается в специальные бутылки, заметьте, без консервантов. А вот я, который ее пью. И снова я, только уже стою на аэроборде и пью свою полезную газировку.

Такие разговоры затевают многие дети, но не все в своем юном возрасте могут понять, что для реализации этих красивых идей, нужно долго и многому учиться.

Родителям таких детей следует забыть, что взрослый всегда прав. Им необходимо доверять им, даже если результатом такого доверия станет разбитая ваза или потоп в ванной комнате. А еще не забывать, что и в тридцать, и в пятьдесят лет можно иногда позволять себе быть ребенком: сморозить глупость, признаться, что сам чего-то не знаешь, попросить ребенка чему-то тебя научить.

«Важный момент в развитии у ребенка стремления изобретать, создавать новое — желание родителей отвечать на вопросы, — считает Лариса Матвеева. — Часто родители просто отмахиваются, говорят: это ты узнаешь на уроке физики, это тебе расскажут, если ты пойдешь в такой-то кружок. Даже если родитель не знает ответа, ничто не мешает найти нужную информацию в энциклопедии, в интернете. И нельзя фантазировать за ребенка, говорить: «Ты должен придумать такой-то механизм, который будет двигаться таким-то образом» — это уже не изобретательство».

Психологи считают, что у креативности есть несколько периодов бурного развития: три года, это возраст почемучки, и подростковый. В это время нужно быть особенно внимательным к ребенку и его вопросам.

«Считается, что творчество развивается тогда, когда ребенок получает удовольствие от деятельности, — говорит Лариса Матвеева, — если на него насели, если исподтишка развивают его способности, то толку будет мало. Необходимы положительные эмоции, успехи, при этом ребенок должен иметь возможность получать дифференцированные оценки. Не просто: это хорошо, это плохо, а например, пояснять ему: «Идея шикарная, но ты упустил этот момент и этот, если ты доработаешь вот это, то станет еще лучше». У нас обычно в школе: или двоечник, или отличник. А нужно быть внимательнее к ребенку, его интересам. Мне очень близка точка зрения «не бывает неталантливых детей, есть взрослые, которые не заметили и грамотно не развили его талант вовремя».

Екатерина Конакова,
информационно-рекламный журнал «Будь в фокусе»
Ctrl + F

Создать бесплатный сайт с uCoz