БонЖУР
творческое объединение юных корреспондентов
ДПШ им.Н.К.Крупской

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Это модное слово «креативность»

Творчество – «это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке,
приветствовать будущее».
Е. П. Торранс

Модное слово «креативность» имеет простой русский перевод: творчество. Творчество – как способность видеть необычное в обычном, как способность находить нетрадиционные способы решения любой задачи, как способность смотреть на мир другими глазами.

Итак, что же такое творчество, как появляется и развивается та самая способность «смотреть на мир необычным взглядом»?

«Креативная сила» – это способность, присущая от рождения каждому человеку. Он появляется с ней на свет, но с течением жизни у кого-то эта способность развивается, а у кого-то, к сожалению, угасает. Угасает, если не уделять ей внимания, угасает, если создаются условия для этого…

Креативность базируется на воображении, но только воображения недостаточно для того, чтобы оно превратилось в способность творить.

Что же нужно? Нужна встреча взрослого и ребёнка, их особые отношения, которые и превратят зачатки творчества в способность творить. Чем раньше произойдёт эта встреча, чем мудрее и грамотнее будет этот взрослый, тем больше шансов для такого развития.

Что же нужно знать взрослому, чтобы встреча состоялась?

Существует два типа мышления: мышление, которое изначально направлено на поиск одного правильного ответа, и мышление, которое предполагает отсутствие правильного ответа как такового, наличие множества вариантов, отличающихся друг от друга степенью своей оригинальности. А ведь как сложно нам порой бывает удержаться от оценки «Молодец! Правильно!» и заменить её на «Ты прав! Это очень интересно! А как можно ещё?»

Любая способность развивается в деятельности, но при этом в деятельности, приносящей положительные эмоции. Одно дело решить скучную задачу на уроке и получить за нее формальную оценку, а другое дело – решить задание, имеющее смысл, создать на основе интеллектуальной задачи сценическую презентацию и получить аплодисменты зрителей и судей за её воплощение на сцене, похвалу учёного, который оценил основную идею, кубок и медаль Победителя.

В любой идее можно оценить не один момент: оригинальность, проработанность деталей, необычность названия, её понятность определённой категории людей. Чем больше оценок будет иметь придуманная идея, тем больше возможностей получить разные оценки, тем больше возможность найти тот нюанс, который отличит особенность, «изюминку» именно этой по сравнению с другими, предложенными твоими одноклассниками, сверстниками, коллегами и т.п.

Когда начинать развитие творческих способностей? Ответ банален: чем раньше, тем лучше. Первый пик в развитии этих способностей приходится на возраст 3 года, знаменитый «возраст почемучек». Ответить на те вопросы, которые возникают у любого ребёнка, а особенно у ребёнка, отличающегося особой умственной активностью (познавательной потребностью) – это радость для одних родителей и тяжкий труд для других. Сдержать свою лень, усталость, незнание ответа – не всегда и не для всех просто. Но затраченные усилия точно оправдают себя! Если же всё-таки не удалось – у вас есть второй шанс сделать это – в подростковом возрасте, на втором пике развития творчества, когда ребёнок опять начинает задавать вопросы, но уже другие, требующие от вас большей отдачи, большей эрудиции, знания большего количества деталей.

Если же встречи взрослого и ребёнка не случится и на этом этапе его развития – есть все шансы, что заложенная в любом человеке способность к творчеству уже к окончанию средней школы «благополучно» угаснет, а на смену ей придет способность смотреть на мир глазами «среднестатистического человека», видящего только привычный способ решения задач и взаимодействия с миром.

Занятия «творчеством» не сводятся к системе «уроков», они требуют ежедневного, ежеминутного взгляда на окружающий мир, и в этом педагогу могут помочь родители (для младших детей) и они сами (для тех, кто старше). Это не просто уроки и система домашних заданий, это воплощение личностно-ориентированных принципов педагогики, когда общение Учителя и Ученика строится на совершенно других принципах: психологической безопасности, принятия ребёнка и его идей, атмосферы дозволенности, открытости, игры и спонтанности.

Лариса Матвеева, к.психол.н., доцент факультета психологии ЮУрГУ
Ctrl + F

Создать бесплатный сайт с uCoz